Пишите нам:vesti.y@yandex.ru

  • 2020-03-19
  • знач.изм.
    USD25/1076.47-0.6142
    EUR25/1090.41-0.9421
  • Новости
  • О газете
  • Подписка
  • Архив номеров
  • Контакты
  • Скачать архив в PDF

    Каталог предприятий

      • ...И превратились в белых журавлей

        2016-07-010898

         фото...Начало войны. Седьмое октября 1941 года. Самолёт ЕР-2 не вернулся с боевого задания. Члены экипажа: сержант Иван Петрович Окуст, 1919 года рождения, младший сержант Степан Самсонович Денисенко, 1919 года рождения, старший лейтенант Валентин Николаевич Толоконников, 1913 года рождения, и командир экипажа, лётчик гражданской авиации Николай Андреевич Харпиков, 1907 года рождения, пропали без вести.
        ...Год 2016. Семьдесят пять лет спустя. Водолазы из Воронежа поднимают из Угры у деревни Натальинка обломки самолёта. Один, другой, третий… Подкрылок, колесо… Как пазл, который уже никогда не собрать. И вдруг хвостовая часть с номером самолёта. Вот оно то, ради чего они несколько дней с раннего утра до позднего вечера по крупинкам просеивают дно реки, борются с течением, усталостью, совершают свой маленький подвиг в мирное время. Вот они заветные цифры, которые лучше слов говорят о том, что это тот самый самолёт, не вернувшийся с боевого задания в октябре сорок первого. Через семьдесят пять лет «возвращаются с фронта» пропавшие без вести лётчики.
        Помните в песне: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей»? И в тот момент, когда водолазы поднимали из воды кусок искореженного железа с номером, в небе над их головами кружили четыре журавля…
        В 1975 году тульские поисковики уже поднимали из Угры обломки самолёта, посчитав его боевой машиной Героя Советского Союза А.Г. Рогова. Номер тогда найти не удалось. И вот зимой этого года рыбаки случайно вытащили из реки алюминиевую трубку. Об этой находке случайно услышал заместитель председателя поискового объединения «Военный историк» (Калуга) Лев Николаевич Марченков. Хотя, наверное, ничего случайного не бывает. Поисковики отдали находку на экспертизу, установили, что это часть самолёта. Получили разрешение на подъём. Пригласили водолазов из Воронежа. Они уже знали историю этого самолёта, оставалось только доказать, что это именно он. Это стало возможным благодаря нескольким цифрам на куске дюраля. И пазл сложился. Боевой путь двухмоторного ЕР-2 с номером 185704 восстановлен буквально по дням.
        Он был выпущен на Воронежском заводе в 1940-м году одним из первых. А всего до эвакуации с конвейера завода сошёл 71 самолёт. Всем им предстояло отправиться на фронт. Поднятый из Угры единственный, который нашли из числа сбитых. Ни в одном музее мира нет ни одной детали такого самолёта. Его боевой путь был недолгим, но судьба – удивительной.
        За его штурвал с начала войны сел лётчик гражданской авиации Н.А. Харпиков. Именно он, обслуживавший международные авиалинии, доставил в Москву мирную делегацию из Германии буквально в последние предвоенные дни. А уже в августе 1941-го на боевом ЕР-2 летал бомбить Берлин. Именно он седьмого октября был сбит над Угрой немецкими мессершмиттами.
        Жители Натальинки, очевидцы трагедии, вспоминали, как горящий самолёт падал в реку. Одного пилота выбросило ещё при падении. Его нашли местные мальчишки и похоронили на берегу. Тогда их здорово смутила фамилия лётчика Окуст. Сначала даже думали, что немец. Двух других, тоже погибших, вынесло на противоположный берег на следующий день. Их похоронили местные жители. Район тогда находился в оккупации, и хоронили лётчиков тихо, чтобы немцы не узнали. Даже место не отметили. А четвёртый, видимо, так и сгорел в своей машине.
        Рано наступившая зима сковала реку льдом, и самолёт остался неподвижно лежать в ледяном плену. А весной ледоход разорвал его на части, и река поглотила железную птицу.
        – Когда я нашёл колесо самолёта, – рассказывает калужский водолаз Анатолий Наталенко, – оно было похоже на клумбу. Внутри песок, а из песка зелёные водоросли. В баллонах так сажают цветы. Только на земле. А это под водой.
        – Но, к сожалению, – вступает в разговор водолаз-специалист предприятия подводно-технических работ «Пётр» Александр Николаевич Фоменко, – на этом дне покоятся не только «подводные клумбы». Перед тем как поднимать части самолёта, мы извлекли из воды пятидесятикилограммовую бомбу. Потом специалисты взорвали её. Возможно, самолёт не успел израсходовать все боеприпасы до того, как был сбит. Вот и лежала эта махина семьдесят пять лет. Да сколько их ещё лежит и на земле, и в реках.
        На счету водолазов из предприятия «Пётр» десятки единиц поднятой техники, в том числе самолётов. Но ЕР-2 они поднимали впервые. К тому же оказалось, что он их земляк, родом из Воронежа. Но, погибнув за нашу землю, пролежав в ней 75 лет, он стал и нашим земляком. А те четверо членов экипажа, которые погибли в жестоком бою у деревни Натальинка, стали для нас родными.
        …Мы стояли на высоком берегу Угры, смотрели на искорёженные, обгорелые куски дюраля и будто впадали в забытьё. Переставали видеть то, что нас окружало. Слишком нелепо смотрелись эти ужасные обломки на фоне зелёной травы и голубого неба. А жуткая картина падения горящего самолёта никак не вписывалась в солнечный июньский мирный день.
        Мы всматривались в бесконечное небо, искали глазами четырёх журавлей. Пытались услышать их прощальные голоса. Хотели поклониться им до земли. Но, видимо, они уже улетели каждый на свою родину: в Ростов-на-Дону, Бахчисарай, Харьков, Борисоглебск. Улетели бессмертными душами, оставив в нашей юхновской земле свои тела, вечную скорбь и вечную память.

        Татьяна Кондратьева.

      • распечатать
      • отправить другу

      Ещё по теме:

      • Комментарии

        Имя
        E-mail
        Текст
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        Отправить
        Сбросить
      Фраза дня
    • 2019-10-24

      Глядя в прошлое, снимите шляпу, глядя в будущее, засучите рукава!

      Топ статей

        Последние комментарии

        • Новости
        • О газете
        • Подписка
        • Архив номеров
        • Контакты